?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
"Царевна Лебедь" - моя работа на конкурсе Greenbird!
apshiyakhtu

В этом году я снова участвую в конкурсе магазина Greenbird . Работы уже опубликованы на странице конкурса, поэтому уже можно начинать писать о себе искусствоведческое эссе. Ибо моя работа, как всегда, содержит больше смыслов, чем положено украшению.

Swan9

Называется она «Царевна Лебедь», и источник вдохновения будет очевиден для многих:


swan7
Когда я впервые увидела эту картину в детстве (На коробке конфет, а как же. В Третьяковку меня тоже водили, но в те времена зал Врубеля был маленький и темный, поэтому конфеты запомнились больше), я подумала, что ничего прекраснее быть не может. Вырезала и приклеила на стену над кроватью. Срисовывать не пробовала – врубелевская живопись казалась мне недостижимым совершенством.

Художник нарисовал свою жену, Надежду Забелу-Врубель, которая, несомненно, блистала в партии Лебеди в опере Римского-Корсакова.
swan

Но настроение в картине совсем не оперное, в ней нет ничего от праздничности «Сказки о царе Салтане». Этот синий ночной свет, мрачный замок на горизонте и трагичный взгляд царевны из совсем другой сказки о девушке-лебеде, рассказанной другим композитором.

Ну, конечно, «Лебединое озеро».

swan2

Балет, без сомнений, - совершенство. С тех пор как Петипа и Иванов придумали свои бессмертные танцы к музыке Чайковского, этот бриллиант нельзя развить и улучшить (Поэтому мне современных постановщиков даже немного жаль. Им остаются только акценты и нюансы, а все основное придумано уже сто лет назад, и ничего с этим не сделать.

swan4

Именно с той первой постановки пошла традиция танцевать одной балерине и за Одетту, и за Одиллию. Петипа с Ивановым  не могли поделить Пьерину Линьяни – каждому хотелось, чтобы гениальная итальянка выступала в его сценах. Та призвала их не ссориться: «Я станцую и за белого лебедя, и за черного – тем более что это, вероятно, одно и тоже!» Она была не только красивая, но и умная. Вот она, муза первых постановщиков балета:

a13565f0a8ec79ef4f3186d2ff4011bfbc5f6c136193539

Хотя «Озеро» «Озеру» рознь.

Мы видели его в трех версиях, не считая телеверсии, в которой танцует Плисецкая.

В Театре имени Станиславского нас спасло от разочарования только то, что мы увидели этот балет впервые. Поскольку постановка там откровенно слабая, не очень логичная, с музыкой не вполне соотносящаяся. Единственный плюс этого спектакля – что на него можно сводить детей: там все понятно. Вот девушка, вот ее заколдовали, вот храбрый принц, который ее спасает и в конце Колдун побежден, а девушка расколдована.

Старая советская версия Бурмейстера (с Плисецкой) тоже кончается хорошо. Но сейчас в Большом идет постановка Григоровича, и какая… Я, если честно, не ожидала такого потрясения от балета, который советские дети в том или ином виде наблюдают с детства. «Мир раскололся на черное и белое, и трещина прошла через сердце поэта». Там вообще не понятно, кто из двух лебедей – настоящий, и не происходит ли вся история в голове у принца. И она вовсе не о спасении принцессы, а о крахе романтической мечты. Лебедь гибнет.

swan5

Я до сих пор под впечатлением и мечтаю увидеть это чудо еще раз. Но при ценах на билеты Большого придется для этого брать ипотеку…

Постановку Нуриева нам тоже посчастливилось увидеть (При довольно забавных обстоятельствах: ради этого стоило приехать в Милан, купить билеты в Ла Скала, чтобы посмотреть балет русского композитора, поставленный русским же балетмейстером и в главной партии – российская же прима-балерина. Испытали гордость за отечество).

swan3

Но к впечатлениям от Большого она мало что добавила. Разве что сидели мы в очень необычном месте – на балконе над оркестром, с прекрасным видом на партитуры медных духовых. Видно было только полсцены, зато уж можно было разглядеть вышивку на костюмах и выражения лиц танцоров. Слышно, как пуанты скрипят. Очень красивые костюмы и декорации, также Нуриев добавил мужских танцев, исправив тем самым половую дескриминацию. Зигфриду нелегко приходится, да и Ротбанд тоже без дела не сидит.

Ну, и совсем недавно меня ждало новое открытие. В новостях читаю: мол, в Москве запретили показ гей-версии «Лебединого Озера». И картинка вот таких дядек в пернатых портках:

swan6

Мы с мужем, поржав от души, решили, что невелика потеря. Ну что там еще можно придумать. Но как-то так получилось, что я посмотрела этот балет Мэттью Борна. И не смогла оторваться. И даже рыдала в конце, чего со мной на балете отродясь не случалось. Борн совершил чудо – превратил выхолощенное, отлаженное годами действо в живую историю, над которой надо плакать, смеяться и ужасаться. Вся коллизия перенесена на 200 лет вперед – и она ничего от этого не потеряла. Принц не может найти свое место в реальном мире, а у лебедей он находит равных, и хочет стать одним из них. А главный лебедь – вовсе не возлюбленная, а альтер-эго. Стая лебедей – не нежные феи в пачках, а диковатые и наглые (но при этом – свободные, и вовсе не желающие становится людьми) существа. Гей-мотивы, при желании, там можно увидеть… Если сильно присматриваться. Но если запрещать – то уж заодно с Чайковским и с балетом вообще.

Про фильм Аронофски «Черный лебедь» тоже надо сказать. Он запредельно жуткий, особенно последние минут 10, и я ни за что не заставила бы себя пересмотреть его. Музыка Чайковского там как бы в стороне, а история о том, что выпустить из себя черного лебедя можно, а вот обратно его загнать – получится только ценой жизни или полного слета с катушек. Но я не уверена, что правильно поняла, возможно, что автор имел в виду совсем другое…

swan8
Именно оттуда я взяла идею прорастающих перьев – и моя царевна-лебедь показана в момент превращения.

Здесь я плавно подхожу к технической и творческой стороне работы над колье, поэтому с концептуальной частью заканчиваю. Продолжение следует!